Вся правда об утилизационном сборе

28 декабря, 2014

Рубрика: Факты

Что такое утилизационный сбор?

Пошлина, взимаемая с целью компенсации расходов государства на утилизацию неэксплуатируемых транспортных средств, ― начинание вполне достойное. Сбор призван осуществлять несколько благих задач:

* правильное обращение с отходами, которое выражается в безопасной переработке и максимальном использовании вторичного сырья;

* стимулирование граждан и организаций к приобретению новых автомобилей, наносящих гораздо меньший вред окружающей среде в сравнении со своими «доисторическими» собратьями.

Распространенное отношение к утилизационному сбору с некоторой долей скепсиса типично для достаточно широкого сегмента отечественных автовладельцев, считающих срок эксплуатации авто в 20-30 лет вполне адекватным. Живое подтверждение тому ― ржавые остовы «на ободах», красующиеся во многих дворах и занимающие драгоценные парковочные места.

Тем не менее, пошлина на утилизацию авто ― общепринятая мировая практика. Пусть ее введение в Беларуси является мерой скорее вынужденной в силу обязательств перед таможенными партнерами, а специализированная организация, занимающаяся утилизацией транспортных средств, еще не создана, на сегодняшний день ― это данность, с которой придется сосуществовать.

Кто уплачивает утилизационный сбор?

Как граждане, так и юридические лица. Первые уплачивают пошлину при ввозе автомобиля для личного пользования, вторые ― при производстве (для продажи и собственных нужд), а также при ввозе для отчуждения, оформления в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление. Одним словом, утилизационный сбор платят все, за исключением:

* граждан, имеющих статус беженцев;

* сотрудников дипломатических представительств, консульств и членов их семей, за исключением граждан Республики Беларусь;

* организаций, официально производящих утилизацию принадлежащего им транспорта самостоятельно.

Утилизационный сбор взимается однократно, оплата производится в пунктах таможенного оформления. На любой транспорт, ввезенный в страну до принятия соответствующего указа, действие пошлины не распространяется.

Сколько?!

Самый животрепещущий вопрос ― в какую сумму станет уплата утилизационного сбора? Главные факторы, учитываемые при подсчете пошлины для физических лиц ― базовая ставка и год выпуска. Ставка на дату написания статьи определена в размере двадцати тысяч российских рублей, возрастным «рубиконом» является трехлетний период с даты производства:

* автомобили моложе трех лет: коэффициент 0,1 ― с бензиновыми, дизельными двигателями; 0,86 ― с электрическими силовыми установками;

* транспортные средства старше трех лет ― 0,15 и 5,3 соответственно.

Для транспорта, ввозимого юридическими лицами, действуют три ставки: 20, 100 и 150 тысяч российских рублей. Коэффициенты определяются в зависимости от типа транспортного средства, его массы, года выпуска, рабочего объема двигателя:

* автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми посадочных мест: ставка ― 20 тысяч, коэффициенты для автомобилей до трех лет ― 0,86-5,5; старше трех лет ― 5,3-35,01;

* автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми посадочных мест: ставка ― 150 тысяч, коэффициенты для автомобилей до трех лет ― 0,6-2; старше трех лет ― 1-5,2;

* автомобили, предназначенные для перевозки грузов: ставка ― 150 тысяч, коэффициенты для автомобилей до трех лет ― 0,5-1,1; старше трех лет ― 0,88-4,56;

* шасси грузового транспорта: ставка ― 100 тысяч; коэффициенты: 0,3-1 ― до трех лет, 5-10 ― старше трех лет.

Примечательно, что автомобили с гибридными силовыми установками от уплаты утилизационного сбора освобождены. Вот это пример неподдельной заботы государства об экологии.

Утилизационный сбор: фактические выплаты и перспективы

Решим математическую задачу невысокого уровня сложности из курса средней школы: юридическое лицо ввозит на территорию Беларуси автомобиль с достаточно популярным у покупателей объемом двигателя от 1000 до 2000 см3, стоимость которого в настоящее время равняется 17000 у.е. Ставка ― двадцать тысяч, коэффициент ― 1,34.

Путем нехитрых арифметических действий получаем размер утилизационного сбора, равный 26800 рублей. С учетом нынешнего курса, размер пошлины составляет около 4% от стоимости машины. Сумма достаточно приличная, однако, с ростом стоимости автомобиля она становится гораздо менее заметной. По крайней мере, в процентах и психологически.

Существует экспертное мнение, что утилизационную «нагрузку» юридическим лицам, а значит и конечному потребителю, может частично компенсировать ожидаемое снижение таможенных платежей. Однако до непосредственного утверждения говорить о нем достаточно бессмысленно.

Нынешняя ситуация с новыми машинами в целом вселяет оптимизм. Многих автосалоны предлагают автомобили, чья стоимость даже ниже существовавшей до вступления в силу соответствующего указа. И покупателей это не может не радовать.

    Есть вопросы? Мы вам позвоним

    Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт, а также вся информация об услугах и ценах, предоставленная на нём, носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой ст. 464 ГК РБ.
    Политика конфиденциальности